Публикации

10.11.2016

Административные обследования, как одна из форм государственного земельного надзора

Федеральным законом от 21.07.2014 №234-ФЗ в Земельный кодекс были внесены изменения, расширяющие права должностных лиц органов государственного земельного надзора. В частности, теперь им предоставлено право на проведение административного обследования объектов земельных отношений, которому в Кодексе посвящена статья 71.2.

В связи с появлением в Земельном кодексе нового «этапа» государственного земельного надзора - административного обследования объектов земельных отношений, утверждены правила проведения административного обследования. Документ вступил в силу с 1 апреля 2015.

Предметом административного обследования объектов земельных отношений является соблюдение юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований земельного законодательства. Административное обследование проводится в рамках систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства.

При административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.

Должностные лица самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) осуществляют анализ полученной информации.

Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.

По сути, административное обследование является частью государственного земельного надзора, поскольку его результаты будут учитываться при составлении ежегодных планов проведения плановых проверок, а выявленные в ходе обследования признаки нарушения требований земельного законодательства являются основанием для проведения внеплановых проверок с последующим привлечением к административной ответственности в случае подтверждения правонарушений.

Результаты административного обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений (в случае выявления признаков нарушений земельного законодательства, по которым предусмотрена административная и иная ответственность) либо заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства.

Поскольку привлекать к административной ответственности за нарушение требований земельного законодательства могут не только органы земельного надзора, Правительство РФ предусмотрело в Правилах передачу результатов обследования соответствующим органам для последующего проведения ими проверок, по результатам которых и будут приниматься решения о санкциях.

Применение административного обследования земельных участков в значительной степени повышает эффективность осуществления государственного земельного надзора и влияет на результативность проведения проверок, поскольку при осуществлении данного мероприятия можно определить наличие или отсутствие нарушения земельного законодательства до проведения проверки в отношении того или иного лица, а,значит, исключить необоснованную проверку в отношении как юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и граждан.

По состоянию на 01 ноября 2016 года сотрудниками отдела земельного надзора по Свердловской области проведено 124 административных обследования земельных участков на территории 14 городских округов и муниципальных образований на площади 3264,3 гектаров. Выявлено 20 нарушений по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ и 104 по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ.

По результатам обследований проведены 3 внеплановых проверки за 9 месяцев текущего года, 3 проверки запланированы на 4 квартал 2016 года.

Кроме того, результаты будут использоваться при составлении ежегодных планов проверок на будущие периоды (2017, 2018 годы).

 

Информацию подготовил начальник отдела земельного надзора А. С. Военков

← Все публикации