Государственный надзор за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки

Общие направления
Отдел надзора за качеством зерна и семенного контроля в рамках своих полномочий осуществляет:
- государственный контроль за качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна при осуществлении их закупок для государственных нужд, при поставке (закладке) зерна в государственный резерв, при его хранении в составе государственного резерва и транспортировке;
- государственный контроль за  качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна при их ввозе (вывозе) на территорию Таможенного союза;
- государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» (ТР ТС 015/2011) к зерну, приобретаемого не для личных нужд потребителей, и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна.
Административная ответственность за нарушение обязательных требований к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна и продуктов его переработки
Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность:
Ст. 7.18 КоАП РФ Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правил производства продуктов переработки зерна (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах) - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Статья 14.43 КоАП РФ. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов
1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. 
Статья 14.44 КоАП РФ. Недостоверное декларирование соответствия продукции. 1. Недостоверное декларирование соответствия продукции - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.  2. Недостоверное декларирование соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, относящейся к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация, либо недостоверное декларирование такой продукции на основании собственных доказательств в случае, если отсутствуют или не могут быть применены документы по стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. 3. Действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Статья 14.45 КоАП РФ. Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. Реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Статья 14.46 КоАП РФ. Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. - Маркировка продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, либо маркировка знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. - Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей. 
Примечание. Под знаком обращения продукции на рынке в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса следует понимать знак обращения на рынке Российской Федерации, единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и единый знак обращения продукции на рынке государств - членов ЕврАзЭС.
Законодательство

1. Закон РФ от 14.05.1993 г. № 4973-1 «О Зерне».

2. Административный регламент Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, в том числе за соблюдением требований к качеству и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна при осуществлении их закупок для государственных нужд, при их ввозе (вывозе) на территорию Таможенного союза, а также при поставке (закладке) зерна и крупы в государственный резерв, их хранении в составе государственного резерва и транспортировке», утвержденный Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17.05.2016 №185 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации от 08.08.2016 № 43154)

3. Федеральный закон от 02.01.2000г. №29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (в редакции от 12.06.2008г. №88-ФЗ)

4. Федеральный закон от 02.12.1994 №53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" (в редакции от 02.02.2006г. №19-ФЗ) 

5. Федеральный закон от 13.12.1994г. №60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (в редакции от 24.07.2007г. №222-ФЗ) 

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2005 №478 «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного контроля за качеством и бозопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна»

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.08.2005 №491 «О мерах по обеспечению государственного контроля за качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна»

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.1997г. №1263 "Об утверждении положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении" 

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2000г. №83 "Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения"

10. СанПин 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»

11. Федеральный Закон от 27.12.2002 г №184-ФЗ "О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ"

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 г. №987 " О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ" (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.06.2013 N 476)

Часто задаваемые вопросы

Что такое ХАССП?

ХАССП. В английской транскрипции HACCP расшифровывается как «Hazard analysis and critical control points» – дословно «Анализ рисков и критические контрольные точки». Принципы ХАССП позволяют выявить риски, проанализировать их и найти те критические точки, влияние на которых позволит минимизировать риски.

Согласно требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), изготовитель обязан разработать, внедрить и поддерживать процедуры, согласно принципам ХАССП.

При отсутствии Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов (СМБПП) по методологии ХАССП предусмотрена административная ответственность:

- Административный штраф для руководителя в размере 0,5 млн. руб.

- Административный штраф для предприятия — от 0,7 млн. до 1 млн. руб. с конфискацией предметов административного правонарушения

- Либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией предметов административного правонарушения

Надзорные органы имеют право проводить внеплановые проверки без предупреждения хозяйствующих субъектов (согласно изменений ст. 13 ФЗ №29 с 23 января 2015 года), в ходе которых также проверяется на предприятии наличие действующей системы на принципах ХАССП

Каким предприятиям необходимо внедрение системы ХАССП?

- Предприятиям-производителям кормов для скота

- Фермам, которые осуществляют сбор урожая

- Производителям пищевой продукции, ингредиентов к ней

- Предприятиям общественного питания

- Компаниям, которые торгуют продуктами питания

- Организациям, которые предоставляют услуги по чистке, санитарной обработке, транспортированию, хранению и распределению продуктов

- Производителям оборудования, чистящих, санитарных средств, упаковочных и других материалов, с которыми пищевая продукция может контактировать

Согласно требованиям Технического Регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), для обеспечения системы пищевой безопасности своей продукции в процессе ее производства (изготовления) изготовитель обязан разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП

Какие преимущества создания системы на принципах ХАССП?

Внедрение системы на принципах ХАССП требует средств и времени сотрудников компании, но даёт предприятию дополнительные преимущества:

- Повышение качества и безопасности продукции. Система обеспечивает качество и безопасность продукции на всех этапах от поля до прилавка.

- Снижение рисков. Система позволяет быстро выявить брак и снизить риски производства небезопасной продукции.

- Распределение ответственности. Система определяет ответственных за брак и позволяет оперативно внести изменения в технологические процессы.

- Документальное подтверждение. Безопасность продукции подтверждена пакетом документов, к руководству и ответственным лицам невозможно предъявить ложные обвинения в халатности.

- Расширение рынка сбыта. Все торговые сети закупают продукцию у предприятий, на которых создана система ХАССП.

- Конкурентоспособность и улучшение репутации. Система подтверждает качественность и безопасность продукции.

Система ХАССП в России представлена в 2-х основных стандартах:

ГОСТ Р 51705.1-2001 «Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП»

ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005) определяет требования к системам менеджмента безопасности пищевой продукции для предприятий, которые участвуют в цепи создания продуктов питания.

ISO 22000: что это такое, зачем он нужен и как применять его в бизнесе.

ISO 22000:2005 «Система менеджмента безопасности пищевых продуктов» определяет требования для системы управления безопасностью пищевых продуктов для предприятий, участвующих в цепи создания пищевых продуктов, вплоть до конечного потребления. А именно:

- Производителям пищевой продукции

- Всем точкам общепита, торговым заведениям

- Производителям кормов, удобрений, пестицидов

- Сельхозпроизводителям сырья: агрохолдингам, агрофирмам, фермерским хозяйствам

- Фирмам, занятым хранением, упаковкой, фасовкой готовой продукции

- Изготовителям чистящих, дезинфицирующих средств и оборудования

Идентичным стандартом в РФ утвержден ГОСТ Р ИСО 22000-2007 «Система менеджмента безопасности пищевой продукции» (СМБПП).

Следование принципам ISO 22000 – необходимое условие для всех предприятий, которые участвуют в цепи создания пищевых продуктов.

Для Вас это:

- Соблюдение требований законодательства

- Гарантия безопасности продукции

- Показатель высокой организованности Вашей фирмы

- Демонстрация ответственности перед потребителем

На чем основан ISO 22000?

ISO 22000 содержит требования Система менеджмента безопасности пищевой продукции (СМБПП), которая состоит из следующих основополагающих элементов:

- Интерактивный обмен информацией – позволяет оперативно получать, отправлять, а также подтверждать получение информации всем задействованным лицам. При этом сохраняется ее актуальность и история передачи данных. Это позволяет, к примеру, оперативно реагировать на форс-мажорные ситуации.

- Системный менеджмент – позволяет создать такое управление в организации, при котором все ее элементы взаимосвязаны и целостны. Это позволяет оперативно управлять всеми процессами в организации и оптимизировать их.

- Программы обязательных предварительных мероприятий (ПОМП) – устанавливают требования и содержат мероприятия по обеспечению, контролю и управлению производственными условиями. Без их соблюдения невозможно организовать производство безопасной продукции.

Основные преимущества внедрения СМБПП:

- Вход в сети ритейл

- Экспорт пищевой продукции

- Участие в государственных тендерах и гос. закупках

Оптимальность принятых рецептур

- Уменьшение количества рекламаций со стороны клиентов

- Уверенность в безопасности сырья, добавок и компонентов, а также конечной продукции

- Получение дополнительной прибыли путём минимизации расходов