Государственный земельный надзор

Законодательство
Часто задаваемые вопросы

- Можно ли изменить вид разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения?

Земельное законодательство базируется на ряде принципов, одним из которых является деление земель по целевому назначению с установлением правового режима использования земель, в зависимости от принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Реализация данного принципа осуществляется путем возложения на собственников земельных участков обязанности использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статья 42 ЗК РФ).

Одной из приоритетных категорий, требование о сохранении целевого использования земельных участков которой закреплено в ч. 3 ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», являются земли сельскохозяйственного назначения, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья. Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, также регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (п. 5 ст. 79 ЗК РФ).

В последнее время участились случаи изменения вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственных угодий), предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного производства, на виды разрешенного использования, связанные с организацией на данных земельных участках садоводческих и дачных некоммерческих организаций. Изменение видов разрешенного использования осуществляется путем внесения изменений в документы территориального планирования муниципальных образований.

Вместе с тем, необходимо при решении вопроса об изменении вида разрешенного использования таких земель учитывать следующие нормы федерального законодательства.

Частью 2 статьи 260 Гражданского кодекса РФ установлено, что на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительный регламент – это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков. Градостроительные регламенты включаются в правила землепользования и застройки, которые относятся к документам территориального планирования, разрабатываемые и утверждаемые каждым муниципальным образованием самостоятельно.

Нормой статьи 36 (часть 6) Градостроительного кодекса РФ установлено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Частью 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с частью 7 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

В настоящее время отсутствует федеральный закон, регулирующий порядок изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, в состав которых входят сельскохозяйственные угодья.

Учитывая изложенное, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.

Кроме того, порядок использования земель, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, не связан с принятием правил землепользования и застройки и внесением в них изменений. Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения до изменения категории данных земель, например, на земли населенных пунктов, не допускается в силу требований действующего федерального законодательства.

Обращаем внимание лиц, заинтересованных в изменении вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в составе сельскохозяйственных угодий, на вышеуказанные требования федерального законодательства.

- Какой порядок проведения административного обследования земельного участка?

Порядок проведения административного обследования объектов земельных отношений в рамках систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства Российской Федерации устанавливают Правила проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 № 251.

Административное обследование объектов земельных отношений осуществляется должностными лицами органов государственного земельного надзора, уполномоченными на проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации (далее - должностные лица).

При административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.

В ходе проведения административного обследования объектов земельных отношений должностные лица самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) осуществляют анализ полученной информации.

Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.

В случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.

В случае отсутствия по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.

- Что делать, если на земельном участке снимают и вывозят плодородный слой?

- В Управление Россельхознадзора по Свердловской области часто поступают жалобы от собственников (арендаторов) земельных участков сельскохозяйственного назначения с вопросом: что делать, если на его земле снимают и вывозят плодородный слой.

Несанкционированные работы, связанные с нарушением и уничтожением плодородного слоя почвы, приводят к снижению сельскохозяйственной ценности земель, а в дальнейшем – к деградации земель и выводу их из сельскохозяйственного оборота.

Согласно ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Поэтому такие работы должны проводиться в строгом соответствии с природоохранным законодательством РФ. Запрещается производить земляные работы без разрешительных документов. Порядок выдачи таких разрешений и процедура принятия некультивированного участка утверждены приказом Минприроды РФ и Роскомзема № 525/67 от 22.12.1995 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

В случае выявления нарушений, связанных с проведением земляных (вскрышных) работ на землях сельскохозяйственного назначения, любое лицо может письменно или через электронную приемную Управления обратиться с заявлением о данном факте для привлечения виновного лица к ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

- Как получить землю сельхозназначения для фермерского хозяйства

Земельным кодексом РФ не дается конкретных указаний относительно особенностей получения земли с той целью, чтобы вести фермерское хозяйство.

На территории России законное право для создания крестьянско - фермерского хозяйства (далее - КФХ) имеют как граждане нашей страны, так и лица, не имеющие российского гражданства (Федеральный закон от 11.06.2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). Участок земли оформляется в собственность и аренду (может быть как срочной, так и бессрочной).

Земли под фермерское хозяйство бывают в виде сельхозугодий, лесонасаждений, дорог и коммуникаций хозяйственного назначения, а также сооружений - хранилищ для сельскохозяйственной продукции. КФХ - объединение лиц, которые владеют в общей собственности землями, используемыми в производственных либо хозяйственных целях. Согласно действующему законодательству, создать и вести фермерское хозяйство в России можно на землях сельскохозяйственного назначения. Относительно типа собственности участков существует альтернатива: либо приобретенные в личную собственность, либо участки, взятые аренду на определенный срок. Земли под хозяйство предоставляются в собственность или арендуются согласно решению, принятому органом исполнительной власти либо местным самоуправлением, наделенным должной компетенцией и полномочиями.

Порядок, согласно которому земли предоставляются под фермерское хозяйство, вопросы по продаже земель под фермерское хозяйство регулируются Земельным кодексом России, а также Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Земли крестьянско-фермерского хозяйства могут быть использованы согласно своему непосредственному предназначению, а именно в качестве земель, на которых будет вестись фермерское хозяйство. Стоит заметить тенденцию широко распространенного использования сельхозземель для строительства. Пользуясь статусом индивидуального предпринимателя, а также члена хозяйства, фермеры без нарушения каких-либо норм действующего законодательства могут выстроить на указанном участке дом. Чтобы быть собственником участка земли, на котором будет организовано ведение фермерского хозяйства, лицо должно подать соответствующее заявление в компетентный орган. В заявлении должны содержаться следующие сведения и определяющие моменты:

- с какой целью будет использован данный участок (указывается организация, ведение фермерского хозяйства либо его расширение);

- объем правомочностей лица относительно предоставляемых участков земли; условия, на которых будут предоставлены в собственность участки (платная, бесплатная основа);

- подтверждение оснований для выделения участков именно конкретных размеров (учитывается вид будущей деятельности, а также количество членов данного фермерского хозяйства);

- предположительное месторасположение земельных участков;

- непосредственно соглашение по созданию КФХ.

Когда земли под ведение фермерского хозяйства предоставляются во временное пользование, в тексте заявления должен быть указан соответствующий срок длительности аренды и, кроме того, запрашиваемое право. Поданные гражданами заявления должны быть рассмотрены в установленные законом сроки, а именно: для проекта границ участка – один месяц (предполагается процесс составления и утверждения); для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду либо же собственность - 14 дней; для заключения договора купли-продажи/аренды земельного участка - 1 неделя. Законодательными актами различных субъектов РФ регламентируются допустимые диапазоны размеров земель для КФХ, которые даются в собственность. Исключением в данном вопросе выступают земли под овощеводческие, садоводческие, цветоводческие, виноградарские, рыбоводческие, птицеводческие и пчеловодческие земли.

Если вам отказано в предоставлении фермерских земель в аренду либо собственность, данное решение компетентных органов может быть оспорено в суде. В условиях современности вопрос аренды земли для ведения фермерского хозяйства довольно злободневен для фермеров, чья деятельность находится на начальной стадии. Государственная власть России активно поддерживает малый сельскохозяйственный бизнес, реализуя кампании и программы, поддерживающие неопытных фермеров. Имеют место различные мероприятия, целью которых выступает перевод личного подсобного хозяйства в статус фермерского. Существуют разнообразные целевые программы государственного значения, а также определенные субсидии из бюджетов регионов.

- С какой целью проводят рекультивацию земель?

Рекультивацию нарушенных земель осуществляют в целях восстановления их для сельскохозяйственных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные:

- при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также при добыче торфа;

- прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;

- ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы.

В отличие от других рабочих проектов, разрабатываемых в землеустройстве, проекты рекультивации являются наиболее сложными, что обусловлено их многоцелевым назначением.

Состав и содержание рабочего проекта зависят от объекта рекультивации, его размеров и размещения, правового режима земель, времени пребывания участка в нарушенном состоянии, направления рекультивации. В случае планируемого изъятия земель из сельскохозяйственного производства, связанного с ним нарушения почвенно-растительного покрова, рабочие проекты составляют на основе и с учетом предварительно-подготовленных технических условий на разработку проекта рекультивации.

Основное содержание проекта заключается в разработке проектных решений по техническому и биологическому этапам. Технический этап рекультивации земель включает: снятие плодородного слоя почв и плодородных пород, планировку, формирование проектного рельефа и откосов, транспортировку и нанесение плодородных пород почв на рекультивируемые земли. Биологический этап включает мероприятия по восстановлению плодородия земель, осуществляемые после технической рекультивации: комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на восстановление земель.

Восстановление плодородия (биологический этап) осуществляют собственники земли, землевладельцы, землепользователи, арендаторы, которым ее предоставляют (возвращают, передают), за счет средств юридических и физических лиц, нарушивших земли.

После окончания работ в компетентные органы необходимо представить пакет документов, который включает в себя в том числе отчет о рекультивации и данные мониторинга состояния земель и по результатам проводит приемку рекультивированного участка. В идеале после окончания работ разработанный карьер или залитая нефтепродуктами земля должны превратиться в плодородный участок земли.

Отметим, что российским законодательством предусмотрена административная ответственность за невыполнение работ по рекультивации.

- О добыче общераспространенных полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения

Добыча полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения не соответствует принципам приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве, использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для добычи песка, гравия запрещено, так как противоречит закону об использовании земель сельскохозяйственного назначении (ст. 77-79 Земельного Кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и, разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Вместе с тем, в целях осуществления деятельности, назначение которой не соответствует категории соответствующего земельного участка, необходимо осуществить перевод земельного участка в другую категорию в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую».

Для использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для добычи полезных ископаемых необходимо изменение категории такого земельного участка на категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» (ст. 7 ЗК РФ) с установлением вида разрешенного использования земельного участка «недропользование».

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пп. 8 п. 1 ст. 7 Закона № 172-ФЗ). То есть такому переводу должны предшествовать разработка и утверждение проекта рекультивации, в соответствии с которым после выработки месторождения необходимо обеспечить восстановление нарушенных земель.

Собственники земельных участков вправе со ст.19 «Закона о недрах» по своему усмотрению, в границах земельных участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, на глубину до пяти метров. Добытые общераспространенные полезные ископаемые могут быть использованы для своих нужд, например строительства. В случае добычи указанных полезных ископаемых для коммерческих целей, например на продажу в качестве строительных материалов из добытого сырья, необходимо получение лицензии на добычу полезных ископаемых на общих основаниях в соответствии с требованиями законодательства, в частности Закона о недрах. Однако, надо понимать, что земли сельскохозяйственного назначения подпадают под приоритетное действие Федерального закона «Об обороте земель с/х назначения», которым не предусматривается использование земель с/х для добычи. Поэтому, придется предварительно пройти процедуру перевода из категории земель сельскохозяйственного производства в земли промышленности в субъекте Федерации до получения лицензии.

- Можно ли строить жилой дом на землях сельскохозяйственного назначения?

Достаточно много людей, сталкиваются с вопросом строительства. Ведь у них изначально сформировалось представление по этому поводу, что «раз земля моя, то именно я и должен принимать решение о том, как и что мне делать на своём участке». Такое отношение может привести к ряду проблемам. Особенно остро встает вопрос о деятельности на землях сельскохозяйственного назначения. Но зная ряд главных аксиом, это позволит принять правильное решение.

Во-первых, необходимо знать о категориях земель и разрешённых видах использования земельных участков, отнесения их к тем или иным функциональным зонам в генеральных планах поселений и прилегающей территории, градостроительных регламентах в этих зонах.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Таким образом, исходя из принципа приоритета охраны земли, как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве, перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (пп. 2 п. 1 ст. 1 ЗК РФ) конкретное использование земельных участков происходит в разрешительном порядке. Иными словами, возможность возведение жилого дома на земельном участке должна быть предусмотрено целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

В соответствии с п. 1 ст. 77 ЗК РФ к землям сельскохозяйственного назначения относятся земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Виды использования земель сельскохозяйственного назначения перечислены в п.1 ст.78 ЗК РФ. Так, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в частности, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности.

Соответственно, закон допускает включение в состав имущества фермерского хозяйства нехозяйственных построек. Однако такие постройки должны быть связаны с производственной сельскохозяйственной деятельностью . Поэтому жилые дома в такой перечень не входят.

На этом основании мы полагаем, что в настоящее время возведение жилого дома на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, предоставленном для сельхозпроизводства или для сельскохозяйственной деятельности, невозможно, поскольку ЗК РФ, не предусматривают обратное. 

-Что такое порча земель и какие штрафные санкции за это нарушение?

Под порчей земель понимаются действия (бездействие), направленные на частичное или полное разрушение плодородного слоя земли в результате умышленных или неосторожных действий, либо частичной утраты плодородного слоя или ухудшения его физических, химических или биологических свойств, а также снижения природно-хозяйственной ценности земель. Например, совершение таких действий, как насыпка поверх плодородного слоя почвы другого грунта, залив его бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке древесины, вследствие механического воздействия при строительстве, прокладке дорог, проезде тяжелого транспорта и т. п.

Уничтожение плодородного слоя почвы возможно и в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами при их хранении, транспортировке и использовании, например, применение запрещенных пестицидов или с превышением рекомендованных норм расхода препаратов, разливе и как следствие, загрязнении и отравлении почвы; при несанкционированном размещении отходов производства и потребления, многие из которых содержат вредные вещества и обладают опасными свойствами (токсичностью). При отборе почвенных проб выявляется превышение предельно-допустимых количеств (ПДК) пестицидов, наличие тяжелых металлов, содержание в почвах химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую среду, плодородие земель сельскохозяйственного назначения.

Все указанные выше, действия, приводят к порче земель, что приравнивается к деградации земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно статье 1 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.07.1998 № 101-ФЗ, под деградацией земель сельскохозяйственного назначения понимается ухудшение их свойств в результате природного и антропогенного воздействия.

Санкции: в соответствии с пунктом 2 статьи 8.6 «Уничтожение плодородного слоя, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления»

- влечет наложение административного штрафана граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;

- на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

- на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 

-В каких случаях земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть изъят у его собственника?
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если:
- земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством РФ, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв или причинение вреда окружающей среде. 
- земельный участок в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках госземнадзора факта его неиспользования по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ, не используются для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
При установлении указанных нарушений, собственнику земельного участка дается время на их устранение, установленное предписанием. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, может, осуществляться только при условии неустранения указанных нарушений в установленный срок. 
В случае неустранения правонарушений, материалы, подтверждающие неустранение правонарушений направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который в течение 2-х месяцев со дня поступления материала обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов.
Руководство по соблюдению действующих обязательных требований земельного законодательства российской федерации, входящих в компетенцию Россельхознадзора
Информация о выявленных неиспользуемых земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения
В целях профилактики нарушений обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации и информирования о результатах надзорных мероприятий отдел земельного надзора Управления Россельхознадзора по Свердловской области размещает статистику по выявленным нарушениям в части неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. За 2015 год специалистами отдела земельного надзора выявлено 55 нарушений требований земельного законодательства по неиспользованию земель сельскохозяйственного назначения на площади 2519 га., из них: 9 юридических лиц, 7 индивидуальных предпринимателей и 39 физических лица. Сумма наложенных штрафов по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ составила 1071,63 тысячи рублей. Выполнили предписание об устранении нарушений 16 собственников, площадь вовлеченных в оборот земель составила 393,6 га. В 2016 году выявлено 77 нарушений требований земельного законодательства на площади 3433 га., из них: 14 юридических лиц и 63 физических лица. Сумма наложенных штрафов по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ составила 1126,23 тысячи рублей. Выполнили предписание об устранении нарушений 43 собственника, площадь вовлеченных в оборот земель составила 1408 га. За 1 квартал 2016 года выявлено 9 нарушений требований земельного законодательства на площади 123 га., допущенных физическими лицами. Сумма наложенных штрафов по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ составила 24 тысячи рублей. За 1 квартал 2017 года выявлено 7 нарушений требований земельного законодательства на площади 130 га., так же допущенных физическими лицами. Сумма наложенных штрафов по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ составила 163,53 тысячи рублей. Кроме того, Управление Россельхознадзора по Свердловской области напоминает собственникам земельных участков, о том, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если: - земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством РФ, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв или причинение вреда окружающей среде.  - земельный участок в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках госземнадзора факта его неиспользования по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ, не используются для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. При установлении указанных нарушений, собственнику земельного участка дается время на их устранение, установленное предписанием. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, может, осуществляться только при условии не устранения указанных нарушений в установленный срок.  В случае не устранения правонарушений, материалы, подтверждающие не устранние правонарушений направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который в течение 2-х месяцев со дня поступления материала обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов.
Проверочные листы

Управление Россельхознадзора по Свердловской области информирует юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об использовании проверочных листов при проведении плановых проверок в рамках осуществления государственного земельного надзора.

Приказом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области  от 12 декабря 2017 года №216 утверждена форма проверочного листа (списка контрольных вопросов). С формой проверочного листа можно ознакомиться здесь.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели ещё до начала проведения плановой проверки могут сами проверить, насколько хорошо они соблюдают обязательные требования земельного законодательства, ответив на контрольные вопросы. Ответ «нет» на какой-либо вопрос означает нарушение обязательных требований земельного законодательства.

Проверочный лист (список контрольных вопросов), заполненный по результатам плановой проверки, прикладывается к акту проверки в соответствии с п.11.5 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».