Государственный земельный надзор

Законодательство
Часто задаваемые вопросы

- Что является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении должностным лицом органа государственного земельного надзора?

Частью 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении (в части государственного земельного надзора) может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в том числе являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 настоящего Кодекса).

- В каких случаях необходимо изменять вид разрешенного пользования

В адрес Управления Россельхознадзора по Свердловской области нередко поступают вопросы, связанные с изменением вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения.
Приведём для примера один из таких вопросов.

Для осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в 2017 года приобрёл земельный участок общей площади 5,3 га, категория земель: сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для выращивания картофеля, зерновых культур. 1,7 га намерен использовать  для пчеловодсива. Необходимо ли менять вид разрешённого использования?

Возможность изменения вида разрешённого использования  земельного участка определена законодательно:

Земельным кодексом РФ (статья 8),

федеральным законом “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" № 172  ФЗот 21.12.2004

Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступившим в силу с 01.01.2017) - статья 37, пункт 3 о ВРИ земельных участков и об изменении одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования,

письмом Минэкономразвития РФ от 08.07.2011 № 14310-ИМ/Д23 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, 

Федеральным законом №171-ФЗ «О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.06.2014 г.

Приказом Минэкономразвития РФ  №540 «Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков»,

Федеральным законом № 221 "О государственном кадастре недвижимости" (от 24.07.2007 г.  в ред. от 30.12.2015), с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016 г.

федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (№ 218-ФЗ  от 01.02.2017 г.),

Согласно нормативным актам нашей страны, каждый земельный участок подлежит обязательной классификации и должен использоваться только согласно присвоенной ему категорией. Это необходимо для определения статуса объекта и защиты некоторых площадей от нерационального или незаконного использования – особо охраняемые, лесные фонды и т. п.

Сельскохозяйственное использование включает:

-  животноводство;

-   выращивание лекарственных культур;

-   пчеловодство;

-   выращивание зерновых культур;

-   рыбоводство;

-   растениеводство;

-   звероводство;

 - размещение гаражей, ангаров, ремонтных станций для с/х техники, водонапорных башен и т. п.

Для изменения вида разрешенного использования необходимо представить в местную администрацию:

Заявление в администрацию муниципального образования об изменении вида разрешенного использования участка - это заявление об установлении соответствия разрешённого использования земельного участка Классификатору видов разрешённого использования земельных участков.

 К заявлению необходимо приложить следующие документы:

1. копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для физического лица);

2. правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельный участок:

- кадастровую выписку о земельном участке или кадастровый паспорт земельного участка;

- выписку из ЕГРН о праве на земельный участок,

- свидетельство на право собственности, имеющееся на руках.   

Если заявитель не предоставил документы в полном составе, администрация  муниципального образования  запрашивает их самостоятельно (в установленном порядке межведомственного информационного взаимодействия)

Заказать услугу «Установление соответствия разрешённого использования земельного участка классификатору видов разрешённого использования земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования такого-то городского или сельского поселения" можно через МФЦ или в электронной форме на официальных интернет-ресурсах муниципальных образований, где изложены все подробности о порядке предоставления услуги, сроках выполнения, требуемых для её осуществления документах и дана форма заявления.

Результатом рассмотрения заявления станет решение администрации об установлении соответствия разрешённого использования земельного участка Классификатору вида разрешенного использования земельных участков. Оно является юридическим основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости (ГКН) о разрешённом использовании земельного участка.

Решение направляется в территориальный орган Росреестра для проведения государственного кадастрового учёта изменений земельного участка, а другой его экземпляр выдаётся  собственнику участка в виде документов на бумажном носителе или направляется ему в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Исключение составят случаи, когда порядок предоставления такой информации установлен федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими правоотношения в сфере установления соответствия разрешённого использования земельных участков Классификатору вида разрешённого использования земельных участков.

- Каким образом земельное законодательство РФ определяет обязанности по возмещению вреда окружающей среде?

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 разъяснены некоторые вопросы применения законодательства, устанавливающего обязанность по возмещению вреда окружающей среде.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

С требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, прокурор, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, а также органы местного самоуправления, с учетом того что на них возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Вред, причиненный  окружающей среде, подлежит возмещению независимо от возмещения вреда здоровью граждан или имуществу физических и юридических лиц, вызванного негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и (или) иной деятельности. Равным образом возмещение вреда окружающей среде не является основанием для освобождения лица от ответственности за причинение вреда здоровью граждан или имуществу физических и юридических лиц в результате негативного воздействия на окружающую среду в связи с осуществлением им хозяйственной и (или) иной деятельности и нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Например, лицо, применяющее в сельском хозяйстве токсичные химические вещества, не подвергающиеся распаду в окружающей среде, может быть обязано как возместить вред, причиненный окружающей среде, так и убытки, возникшие у конкретных собственников (пользователей) земельных (лесных) участков (в частности, вследствие гибели принадлежащих этим лицам урожая, животных и др.).

Нахождение земельного участка в собственности  лица, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, само по себе не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причиненный окружающей среде.

Основанием  для  привлечения  лица к имущественной  ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях.

    В случае  превышения  юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред. Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.

Лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Так, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, независимо от наличия вины, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы. В связи с этим, например, владелец нефтепровода отвечает за вред окружающей среде, причиненный вследствие осуществления третьими лицами незаконной врезки в нефтепровод.

Лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно. О совместном характере таких действий могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения. Так, к солидарной ответственности могут быть привлечены заказчик, поручивший выполнение работ, которые причиняют вред окружающей среде, и подрядчик, фактически их выполнивший. Заказчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что подрядчик при выполнении работ вышел за пределы данного ему заказчиком задания.

При причинении вреда окружающей среде в результате взаимодействия нескольких источников повышенной опасности их владельцы отвечают солидарно. Например, к солидарной ответственности могут быть привлечены владелец нефтепровода и владелец строительной техники, в результате эксплуатации которой произошел разлив нефтепродуктов.

Если несколько лиц действовали независимо друг от друга и действия каждого из них привели к причинению вреда окружающей среде, по общему правилу такие лица несут долевую ответственность. На размер доли каждого из причинителей вреда может влиять, в частности, опасность деятельности каждого из них, ее интенсивность и др. Так, на двух лиц, осуществляющих независимо друг от друга складирование твердых бытовых отходов на непредназначенном для этих целей земельном участке, может быть возложена ответственность в долях пропорционально объему отходов, определяемому, например, по количеству используемых транспортных средств для вывоза отходов, их вместительности, классу опасности отходов, образующихся от деятельности указанных лиц, и иных факторов. Когда долю в причинении вреда каждого из названных лиц установить невозможно, они отвечают в равных долях.

Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме. Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином окружающей среде, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.

Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Равным образом указанные положения подлежат применению при расчете размера вреда, причиненного окружающей среде гражданами.

Иски о компенсации вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Наличие у ответчика разрешительной документации на осуществление деятельности, создающей опасность причинения вреда, положительного заключения экологической экспертизы не является основанием для отказа в иске. 

- Правомерно ли применять повышенную налоговую ставку в отношении земельного участка из состава земель сельхозназначения, указанного в постановлении органа госземнадзора о назначении административного наказания, подтверждающего неиспользование земельного участка для сельхозпроизводства, в случае смены собственника земельного участка при отсутствии устранения выявленного нарушения земельного законодательства?

Согласно абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Как следует из данной нормы НК РФ, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, если земельный участок отвечает указанным выше критериям, налогообложение производится по налоговой ставке, не превышающей 0,3 процента. В случае, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении "прочих земель" и не превышающей 1,5 процента, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено (независимо от перехода прав на такой земельный участок от одного налогоплательщика к другому).

- Нужно ли лицензировать производство органических удобрений, изготовленных на основе отходов животноводства? Кто все это контролирует?

Навоз (помет) в зависимости от вида животных и степени его свежести может относиться к III, IV или V классам опасности. Исходя из этого, деятельность по обращению с навозом (пометом) как отходом, попадает под действие не только Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», но и Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», т.к. деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности и подлежит лицензированию.

Необходимо иметь в виду, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.

Таким образом, в случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.

В соответствии с п.п. 5.1.3. п. 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370», государственный надзор в области обращения с отходами осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» агрохимикаты - удобрения химического или биологического происхождения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных. Статьей 15 указанного закона определено, что государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного экологического надзора, государственного ветеринарного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.  

- Земли зарастают, может сгореть деревня. Что делать?

Согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

- воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

- защите земель от водной и ветровой эрозии, заболачивания, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

- защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями.

Сорняки и кустарники – неприятные «соседи» для сельскохозяйственных культур. Они распространяют болезни и вредителей. Разрастаясь, они побеждают на поле в борьбе за влагу и минеральное питание. На целых участках ухудшается фитосанитарное состояние земли, распространяются семена сорных растений.

Зарастание почв сорной, кустарниковой и древесной растительностью ведет к снижению почвенного плодородия, так как усиливается подзолистый процесс, в результате чего ухудшается большинство показателей почвенного плодородия. Кроме того, в случае возвращения земель, заросших древесно-кустарниковой растительностью, в сельскохозяйственное оборот при раскорчевке этой растительности механически сильно нарушается верхний наиболее плодородный слой почвы, что также снижает уровень плодородия.

За 2017 год специалистами Россельхознадзора выявлено 5308,35 га заросших земель, виновные лица привлечены к административной ответственности и выданы предписания по устранению нарушений. Введено в оборот, т.е. устранены нарушения в 2017 году, в том числе и по ранее выданным предписаниями сельскохозяйственных земель всего на площади 1900 га.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1717 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» вводится несколько новых существенных требований в области пожарной безопасности. В частности, правообладатели земельных участков должны принимать меры по защите земельных участков от зарастания сорной растительностью и своевременному сенокошению.

В целях исполнения п. 8 Перечня поручений заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопонина по итогам селекторного совещания (видеоконференции) с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросу «Об итогах пожароопасного сезона в лесах в 2016 году и задачах на 2017 год», Управление Россельхознадзора по Свердловской области ежемесячно направляет Управление МЧС России по Свердловской области информацию, полученную в рамках проведения контрольно-надзорных мероприятий в области государственного земельного надзора в отношении собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения, граничащих с лесами.

Частью 2 ст. 8.7 КоАП РФ - Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Часть 2 статьи 8.8 - Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи,

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

- Вывозят плодородный слой земли. Нет собственника. Принимаемые меры

Несанкционированные работы, связанные с нарушением и уничтожением плодородного слоя почвы, приводят к снижению сельскохозяйственной ценности земель, а в дальнейшем – к деградации земель и выводу их из сельскохозяйственного оборота.

Согласно п. 4 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

В соответствии с п. 5 указанной статьи лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Поэтому такие работы должны проводиться в строгом соответствии с природоохранным законодательством РФ. Запрещается производить земляные работы без разрешительных документов. Порядок выдачи таких разрешений и процедура принятия некультивированного участка утверждены приказом Минприроды РФ и Роскомзема № 525/67 от 22.12.1995 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

В случае выявления нарушений, связанных с проведением земляных (вскрышных) работ на землях сельскохозяйственного назначения, любое лицо может письменно или через электронную приемную Управления обратиться с заявлением о данном факте для привлечения виновного лица к ответственности. В обращении необходимо обязательно указать наиболее полную информацию о месте нахождения данного участка: кадастровый номер, адрес местонахождения, координаты, фотоматериалы с номерами автомобилей и прочее.

В случае, если земельный участок не имеет собственника или арендатора, либо, лицо, непосредственно осуществившее правонарушение не установить затруднительно, материалы дела по данному нарушению направляются в МВД.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

- Можно ли изменить вид разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения?

Земельное законодательство базируется на ряде принципов, одним из которых является деление земель по целевому назначению с установлением правового режима использования земель, в зависимости от принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Реализация данного принципа осуществляется путем возложения на собственников земельных участков обязанности использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статья 42 ЗК РФ).

Одной из приоритетных категорий, требование о сохранении целевого использования земельных участков которой закреплено в ч. 3 ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», являются земли сельскохозяйственного назначения, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья. Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, также регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (п. 5 ст. 79 ЗК РФ).

В последнее время участились случаи изменения вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственных угодий), предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного производства, на виды разрешенного использования, связанные с организацией на данных земельных участках садоводческих и дачных некоммерческих организаций. Изменение видов разрешенного использования осуществляется путем внесения изменений в документы территориального планирования муниципальных образований.

Вместе с тем, необходимо при решении вопроса об изменении вида разрешенного использования таких земель учитывать следующие нормы федерального законодательства.

Частью 2 статьи 260 Гражданского кодекса РФ установлено, что на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительный регламент – это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков. Градостроительные регламенты включаются в правила землепользования и застройки, которые относятся к документам территориального планирования, разрабатываемые и утверждаемые каждым муниципальным образованием самостоятельно.

Нормой статьи 36 (часть 6) Градостроительного кодекса РФ установлено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Частью 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с частью 7 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

В настоящее время отсутствует федеральный закон, регулирующий порядок изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, в состав которых входят сельскохозяйственные угодья.

Учитывая изложенное, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.

Кроме того, порядок использования земель, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, не связан с принятием правил землепользования и застройки и внесением в них изменений. Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения до изменения категории данных земель, например, на земли населенных пунктов, не допускается в силу требований действующего федерального законодательства.

Обращаем внимание лиц, заинтересованных в изменении вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в составе сельскохозяйственных угодий, на вышеуказанные требования федерального законодательства.

- Какой порядок проведения административного обследования земельного участка?

Порядок проведения административного обследования объектов земельных отношений в рамках систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства Российской Федерации устанавливают Правила проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 № 251.

Административное обследование объектов земельных отношений осуществляется должностными лицами органов государственного земельного надзора, уполномоченными на проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации (далее - должностные лица).

При административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.

В ходе проведения административного обследования объектов земельных отношений должностные лица самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) осуществляют анализ полученной информации.

Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.

В случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.

В случае отсутствия по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.

- Что делать, если на земельном участке снимают и вывозят плодородный слой?

- В Управление Россельхознадзора по Свердловской области часто поступают жалобы от собственников (арендаторов) земельных участков сельскохозяйственного назначения с вопросом: что делать, если на его земле снимают и вывозят плодородный слой.

Несанкционированные работы, связанные с нарушением и уничтожением плодородного слоя почвы, приводят к снижению сельскохозяйственной ценности земель, а в дальнейшем – к деградации земель и выводу их из сельскохозяйственного оборота.

Согласно ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Поэтому такие работы должны проводиться в строгом соответствии с природоохранным законодательством РФ. Запрещается производить земляные работы без разрешительных документов. Порядок выдачи таких разрешений и процедура принятия некультивированного участка утверждены приказом Минприроды РФ и Роскомзема № 525/67 от 22.12.1995 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

В случае выявления нарушений, связанных с проведением земляных (вскрышных) работ на землях сельскохозяйственного назначения, любое лицо может письменно или через электронную приемную Управления обратиться с заявлением о данном факте для привлечения виновного лица к ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

- Как получить землю сельхозназначения для фермерского хозяйства

Земельным кодексом РФ не дается конкретных указаний относительно особенностей получения земли с той целью, чтобы вести фермерское хозяйство.

На территории России законное право для создания крестьянско - фермерского хозяйства (далее - КФХ) имеют как граждане нашей страны, так и лица, не имеющие российского гражданства (Федеральный закон от 11.06.2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). Участок земли оформляется в собственность и аренду (может быть как срочной, так и бессрочной).

Земли под фермерское хозяйство бывают в виде сельхозугодий, лесонасаждений, дорог и коммуникаций хозяйственного назначения, а также сооружений - хранилищ для сельскохозяйственной продукции. КФХ - объединение лиц, которые владеют в общей собственности землями, используемыми в производственных либо хозяйственных целях. Согласно действующему законодательству, создать и вести фермерское хозяйство в России можно на землях сельскохозяйственного назначения. Относительно типа собственности участков существует альтернатива: либо приобретенные в личную собственность, либо участки, взятые аренду на определенный срок. Земли под хозяйство предоставляются в собственность или арендуются согласно решению, принятому органом исполнительной власти либо местным самоуправлением, наделенным должной компетенцией и полномочиями.

Порядок, согласно которому земли предоставляются под фермерское хозяйство, вопросы по продаже земель под фермерское хозяйство регулируются Земельным кодексом России, а также Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Земли крестьянско-фермерского хозяйства могут быть использованы согласно своему непосредственному предназначению, а именно в качестве земель, на которых будет вестись фермерское хозяйство. Стоит заметить тенденцию широко распространенного использования сельхозземель для строительства. Пользуясь статусом индивидуального предпринимателя, а также члена хозяйства, фермеры без нарушения каких-либо норм действующего законодательства могут выстроить на указанном участке дом. Чтобы быть собственником участка земли, на котором будет организовано ведение фермерского хозяйства, лицо должно подать соответствующее заявление в компетентный орган. В заявлении должны содержаться следующие сведения и определяющие моменты:

- с какой целью будет использован данный участок (указывается организация, ведение фермерского хозяйства либо его расширение);

- объем правомочностей лица относительно предоставляемых участков земли; условия, на которых будут предоставлены в собственность участки (платная, бесплатная основа);

- подтверждение оснований для выделения участков именно конкретных размеров (учитывается вид будущей деятельности, а также количество членов данного фермерского хозяйства);

- предположительное месторасположение земельных участков;

- непосредственно соглашение по созданию КФХ.

Когда земли под ведение фермерского хозяйства предоставляются во временное пользование, в тексте заявления должен быть указан соответствующий срок длительности аренды и, кроме того, запрашиваемое право. Поданные гражданами заявления должны быть рассмотрены в установленные законом сроки, а именно: для проекта границ участка – один месяц (предполагается процесс составления и утверждения); для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду либо же собственность - 14 дней; для заключения договора купли-продажи/аренды земельного участка - 1 неделя. Законодательными актами различных субъектов РФ регламентируются допустимые диапазоны размеров земель для КФХ, которые даются в собственность. Исключением в данном вопросе выступают земли под овощеводческие, садоводческие, цветоводческие, виноградарские, рыбоводческие, птицеводческие и пчеловодческие земли.

Если вам отказано в предоставлении фермерских земель в аренду либо собственность, данное решение компетентных органов может быть оспорено в суде. В условиях современности вопрос аренды земли для ведения фермерского хозяйства довольно злободневен для фермеров, чья деятельность находится на начальной стадии. Государственная власть России активно поддерживает малый сельскохозяйственный бизнес, реализуя кампании и программы, поддерживающие неопытных фермеров. Имеют место различные мероприятия, целью которых выступает перевод личного подсобного хозяйства в статус фермерского. Существуют разнообразные целевые программы государственного значения, а также определенные субсидии из бюджетов регионов.

- С какой целью проводят рекультивацию земель?

Рекультивацию нарушенных земель осуществляют в целях восстановления их для сельскохозяйственных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные:

- при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также при добыче торфа;

- прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;

- ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы.

В отличие от других рабочих проектов, разрабатываемых в землеустройстве, проекты рекультивации являются наиболее сложными, что обусловлено их многоцелевым назначением.

Состав и содержание рабочего проекта зависят от объекта рекультивации, его размеров и размещения, правового режима земель, времени пребывания участка в нарушенном состоянии, направления рекультивации. В случае планируемого изъятия земель из сельскохозяйственного производства, связанного с ним нарушения почвенно-растительного покрова, рабочие проекты составляют на основе и с учетом предварительно-подготовленных технических условий на разработку проекта рекультивации.

Основное содержание проекта заключается в разработке проектных решений по техническому и биологическому этапам. Технический этап рекультивации земель включает: снятие плодородного слоя почв и плодородных пород, планировку, формирование проектного рельефа и откосов, транспортировку и нанесение плодородных пород почв на рекультивируемые земли. Биологический этап включает мероприятия по восстановлению плодородия земель, осуществляемые после технической рекультивации: комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на восстановление земель.

Восстановление плодородия (биологический этап) осуществляют собственники земли, землевладельцы, землепользователи, арендаторы, которым ее предоставляют (возвращают, передают), за счет средств юридических и физических лиц, нарушивших земли.

После окончания работ в компетентные органы необходимо представить пакет документов, который включает в себя в том числе отчет о рекультивации и данные мониторинга состояния земель и по результатам проводит приемку рекультивированного участка. В идеале после окончания работ разработанный карьер или залитая нефтепродуктами земля должны превратиться в плодородный участок земли.

Отметим, что российским законодательством предусмотрена административная ответственность за невыполнение работ по рекультивации.

- О добыче общераспространенных полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения

Добыча полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения не соответствует принципам приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве, использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для добычи песка, гравия запрещено, так как противоречит закону об использовании земель сельскохозяйственного назначении (ст. 77-79 Земельного Кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и, разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Вместе с тем, в целях осуществления деятельности, назначение которой не соответствует категории соответствующего земельного участка, необходимо осуществить перевод земельного участка в другую категорию в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую».

Для использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для добычи полезных ископаемых необходимо изменение категории такого земельного участка на категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» (ст. 7 ЗК РФ) с установлением вида разрешенного использования земельного участка «недропользование».

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пп. 8 п. 1 ст. 7 Закона № 172-ФЗ). То есть такому переводу должны предшествовать разработка и утверждение проекта рекультивации, в соответствии с которым после выработки месторождения необходимо обеспечить восстановление нарушенных земель.

Собственники земельных участков вправе со ст.19 «Закона о недрах» по своему усмотрению, в границах земельных участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, на глубину до пяти метров. Добытые общераспространенные полезные ископаемые могут быть использованы для своих нужд, например строительства. В случае добычи указанных полезных ископаемых для коммерческих целей, например на продажу в качестве строительных материалов из добытого сырья, необходимо получение лицензии на добычу полезных ископаемых на общих основаниях в соответствии с требованиями законодательства, в частности Закона о недрах. Однако, надо понимать, что земли сельскохозяйственного назначения подпадают под приоритетное действие Федерального закона «Об обороте земель с/х назначения», которым не предусматривается использование земель с/х для добычи. Поэтому, придется предварительно пройти процедуру перевода из категории земель сельскохозяйственного производства в земли промышленности в субъекте Федерации до получения лицензии.

- Можно ли строить жилой дом на землях сельскохозяйственного назначения?

Достаточно много людей, сталкиваются с вопросом строительства. Ведь у них изначально сформировалось представление по этому поводу, что «раз земля моя, то именно я и должен принимать решение о том, как и что мне делать на своём участке». Такое отношение может привести к ряду проблемам. Особенно остро встает вопрос о деятельности на землях сельскохозяйственного назначения. Но зная ряд главных аксиом, это позволит принять правильное решение.

Во-первых, необходимо знать о категориях земель и разрешённых видах использования земельных участков, отнесения их к тем или иным функциональным зонам в генеральных планах поселений и прилегающей территории, градостроительных регламентах в этих зонах.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Таким образом, исходя из принципа приоритета охраны земли, как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве, перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (пп. 2 п. 1 ст. 1 ЗК РФ) конкретное использование земельных участков происходит в разрешительном порядке. Иными словами, возможность возведение жилого дома на земельном участке должна быть предусмотрено целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

В соответствии с п. 1 ст. 77 ЗК РФ к землям сельскохозяйственного назначения относятся земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Виды использования земель сельскохозяйственного назначения перечислены в п.1 ст.78 ЗК РФ. Так, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в частности, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности.

Соответственно, закон допускает включение в состав имущества фермерского хозяйства нехозяйственных построек. Однако такие постройки должны быть связаны с производственной сельскохозяйственной деятельностью . Поэтому жилые дома в такой перечень не входят.

На этом основании мы полагаем, что в настоящее время возведение жилого дома на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, предоставленном для сельхозпроизводства или для сельскохозяйственной деятельности, невозможно, поскольку ЗК РФ, не предусматривают обратное. 

-Что такое порча земель и какие штрафные санкции за это нарушение?

Под порчей земель понимаются действия (бездействие), направленные на частичное или полное разрушение плодородного слоя земли в результате умышленных или неосторожных действий, либо частичной утраты плодородного слоя или ухудшения его физических, химических или биологических свойств, а также снижения природно-хозяйственной ценности земель. Например, совершение таких действий, как насыпка поверх плодородного слоя почвы другого грунта, залив его бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке древесины, вследствие механического воздействия при строительстве, прокладке дорог, проезде тяжелого транспорта и т. п.

Уничтожение плодородного слоя почвы возможно и в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами при их хранении, транспортировке и использовании, например, применение запрещенных пестицидов или с превышением рекомендованных норм расхода препаратов, разливе и как следствие, загрязнении и отравлении почвы; при несанкционированном размещении отходов производства и потребления, многие из которых содержат вредные вещества и обладают опасными свойствами (токсичностью). При отборе почвенных проб выявляется превышение предельно-допустимых количеств (ПДК) пестицидов, наличие тяжелых металлов, содержание в почвах химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую среду, плодородие земель сельскохозяйственного назначения.

Все указанные выше, действия, приводят к порче земель, что приравнивается к деградации земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно статье 1 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.07.1998 № 101-ФЗ, под деградацией земель сельскохозяйственного назначения понимается ухудшение их свойств в результате природного и антропогенного воздействия.

Санкции: в соответствии с пунктом 2 статьи 8.6 «Уничтожение плодородного слоя, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления»

- влечет наложение административного штрафана граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;

- на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

- на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 

-В каких случаях земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть изъят у его собственника?
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если:
- земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством РФ, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв или причинение вреда окружающей среде. 
- земельный участок в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках госземнадзора факта его неиспользования по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ, не используются для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
При установлении указанных нарушений, собственнику земельного участка дается время на их устранение, установленное предписанием. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, может, осуществляться только при условии неустранения указанных нарушений в установленный срок. 
В случае неустранения правонарушений, материалы, подтверждающие неустранение правонарушений направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который в течение 2-х месяцев со дня поступления материала обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов.
Руководство по соблюдению действующих обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации, входящих в компетенцию Россельхознадзора
Информация о выявленных неиспользуемых земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения
В целях профилактики нарушений обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации и информирования о результатах надзорных мероприятий отдел земельного надзора Управления Россельхознадзора по Свердловской области размещает статистику по выявленным нарушениям в части неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. За 2015 год специалистами отдела земельного надзора выявлено 55 нарушений требований земельного законодательства по неиспользованию земель сельскохозяйственного назначения на площади 2519 га., из них: 9 юридических лиц, 7 индивидуальных предпринимателей и 39 физических лица. Сумма наложенных штрафов по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ составила 1071,63 тысячи рублей. Выполнили предписание об устранении нарушений 16 собственников, площадь вовлеченных в оборот земель составила 393,6 га. В 2016 году выявлено 77 нарушений требований земельного законодательства на площади 3433 га., из них: 14 юридических лиц и 63 физических лица. Сумма наложенных штрафов по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ составила 1126,23 тысячи рублей. Выполнили предписание об устранении нарушений 43 собственника, площадь вовлеченных в оборот земель составила 1408 га. За 1 квартал 2016 года выявлено 9 нарушений требований земельного законодательства на площади 123 га., допущенных физическими лицами. Сумма наложенных штрафов по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ составила 24 тысячи рублей. За 1 квартал 2017 года выявлено 7 нарушений требований земельного законодательства на площади 130 га., так же допущенных физическими лицами. Сумма наложенных штрафов по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ составила 163,53 тысячи рублей. Кроме того, Управление Россельхознадзора по Свердловской области напоминает собственникам земельных участков, о том, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если: - земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством РФ, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв или причинение вреда окружающей среде.  - земельный участок в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках госземнадзора факта его неиспользования по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ, не используются для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. При установлении указанных нарушений, собственнику земельного участка дается время на их устранение, установленное предписанием. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, может, осуществляться только при условии не устранения указанных нарушений в установленный срок.  В случае не устранения правонарушений, материалы, подтверждающие не устранние правонарушений направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который в течение 2-х месяцев со дня поступления материала обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов.
Проверочные листы

Управление Россельхознадзора по Свердловской области информирует юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об использовании проверочных листов при проведении плановых проверок в рамках осуществления государственного земельного надзора.

Приказом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области  от 12 декабря 2017 года №216 утверждена форма проверочного листа (списка контрольных вопросов). С формой проверочного листа можно ознакомиться здесь.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели ещё до начала проведения плановой проверки могут сами проверить, насколько хорошо они соблюдают обязательные требования земельного законодательства, ответив на контрольные вопросы. Ответ «нет» на какой-либо вопрос означает нарушение обязательных требований земельного законодательства.

Проверочный лист (список контрольных вопросов), заполненный по результатам плановой проверки, прикладывается к акту проверки в соответствии с п.11.5 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Новое в законодательстве
О порядке проведения рекультивации и консервации земель и земельных участков
С 20 июля 2018 года вступает в силу  Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 "О проведении рекультивации и консервации земель", согласно которому обновлен порядок проведения рекультивации и консервации земель и земельных участков.
Постановлением, в частности, устанавливается:
- порядок разработки, согласования и утверждения проекта рекультивации земель и консервации земель, требования к его содержанию;
- порядок определения лица, ответственного за разработку проекта;
- цели и результаты проведения рекультивации земель и земельных участков;
- перечень земель и земельных участков, в отношении которых проведение рекультивации или консервации является обязательной;
- перечень технических и биологических мероприятий по рекультивации и консервации земель, порядок их осуществления;
- сроки проведения работ по рекультивации земель, сроки консервации земель и земельных участков, а также порядок их определения; - порядок завершения работ по рекультивации земель, консервации земель.
Утратившими силу признаются Постановление Правительства РФ от 23.02.1994 №140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" и Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 №830 "Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота".

О внесении изменений в Методику исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды

Управление Россельхознадзора по Свердловской области сообщает, что приказом Минприроды России от 11.07.2018 № 316 (зарегистрирован Минюстом России 21.09.2018, регистрационный № 52210) внесены изменения в Методику исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденную приказом Минприроды России от 08.07.2010 г. № 238.

Указанный приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации и вступает в силу с 05.10.2018 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201809240023).